Малый биографический словарь Прикамья

Пазовский Арий Моисеевич (21.01(02.02).1887 – 06.01.1953)

Пазовский Арий Моисеевич

Выдающийся российский дирижер и музыкально-театральный деятель.

Родился в г. Перми.

Рос в семье владельца шляпной мастерской (бывшего кантониста), увлекавшейся музыкой. Вместе с братом Борисом брал уроки скрипичной игры у перм. музыкантов, прежде всего у Л. И. Винярского. В возрасте 8 лет впервые выступил перед публикой. С 1897 г. с помощью А. Я. Альтшуллера и перм. общественности, продолжил образование в г. Петербурге. В течение 7 лет учился в Петербургской консерватории (окончил в 1904 г.) в скрипичных классах П. А. Краснокутского и Л. С. Ауэра. В г. Перми и г. Екатеринбурге выступал с «отчетными» концертами и дебютировал как дирижер в хоровом концерте музыкального кружка. Здесь же начал театральную карьеру в качестве хормейстера, пианиста-концертмейстера и помощника дирижера и артиста оркестра.

Впервые в Перми и Екатеринбурге получил право становиться за дирижерский пульт оперных спектаклей в 1905 г., считал это началом деятельности оперного дирижера. Брал уроки у А. К. Лядова, встречался и работал с С. И. Танеевым, Ф. И. Шаляпиным, М. Баттистини, слушал С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина, А. Никиша. Работал в городах Вильно, Казани, Минске, Москве – в частной опере С. И. Зимина (1908-1910 гг.) и в Большом театре (1923-1924, 1925-1928 гг.), Одессе, Петрограде (в оперной труппе Нар. дома в 1916-1918 гг. и в театре оперы и балета, 1918 г.), Саратове, Тифлисе.

В 1929-1936 гг. возглавлял оперные театры в городах Баку, Киеве, Свердловске, Харькове, Харбине (во главе театра при советской администрации КВЖД – Китайско-Восточной железной дороги).

Вершиной творческого пути нар. артиста СССР Ария Моисеевича Пазовского стала работа в должности художественного руководителя и главного дирижера Мариинского театра – Ленинградского академического театра оперы и балета им. Кирова в 1936-1943 гг.

С 1943 по 1948 г. возглавлял Большой театр (г. Москва, художественный руководитель). Интерпретации всегда отмечались тонким вкусом, высоким мастерством оперного ансамбля, художественной строгостью, ритмической дисциплиной, филигранной отделкой деталей. Для лучших работ характерно глубокое и проникновенное раскрытие содержания произведения, точное следование авторскому тексту. Как художник и организатор, отличался требовательностью и бескомпромиссностью. Работал с признанными корифеями отечественной оперной сцены – З. П. Гайдай, И. С. Козловским, С. Я. Лемешевым, М. П. Максаковой, М. Д. Михайловым, Н. К. Печковским, А. С. Пироговым, С. П. Преображенской, М. О. Рейзеном, Г. М. Нэлеппом, Н. С. Ханаевым. Многие из них начинали с этим дирижером свой творческий путь.

Книга «Записки дирижера» (1966 г.) признана значительной работой в области теории и практики оперного исполнительства.

В 1941 г. вопреки первоначальным планам эвакуации принял вместе с руководителями области ответственное решение – разместить эвакуированный Мариинский (Кировский) театр в г. Перми. Возглавлял его плодотворную работу в Перм. крае до своего переезда в 1943 г. в Москву, чем способствовал значительному росту культурного потенциала малой родины.

http://enc.permculture.ru/showObject.do?object=180...