Курентзис Теодор (24.02.1972)
Теодо́р Куре́нтзис (греч. Θεόδωρος Κουρεντζής — Тео́дорос Курентзи́с; род. 24 февраля 1972[1][2], Афины[3]) — греческий и российский дирижёр, музыкант, актёр.
С четырёх лет обучался игре на фортепиано, с семи лет брал уроки игры на скрипке, а пять лет спустя поступил одновременно на теоретический факультет и факультет струнных инструментов Греческой консерватории в Афинах.
В 1987 году окончил теоретический факультет Греческой консерватории, в 1989 — факультет струнных инструментов.
В 1988—1989 годах он изучал вокал в Греческой консерватории у профессора Д. Ариваса, продолжил обучение в «Афинской Академии» у профессора К. Паскалиаса, позже посещал мастер-классы Г. Габора.
В 1990 году основал камерный оркестр в Афинах.
С 1994 по 1999 год обучался дирижированию у Ильи Мусина в Санкт-Петербургской государственной консерватории. Как дирижёр и солист принимал участие в концертных программах Оркестра Санкт-Петербургской филармонии, Санкт-Петербургского симфонического оркестра, Оркестра Мариинского театра.
С 1999 года становится ассистентом дирижёра Оркестра Санкт-Петербургской филармонии под управлением Юрия Темирканова.
Курентзис постоянно сотрудничает с оркестром «Виртуозы Москвы», Большим симфоническим оркестром (БСО), Российским национальным оркестром (РНО), Государственным академическим симфоническим оркестром (ГАСО), оркестром «Новая Россия». С оркестром «Pratum Integrum», объединившим лучших российских исполнителей старинной музыки на исторических инструментах, подготовил, исполнил и принял участие в записи СD первой русской симфонии — «Симфонии C-dur» Максима Березовского. С 2003 года — постоянный дирижёр Национального филармонического оркестра России (НФОР).
Неоднократно выступал на фестивалях в Кольмаре, Бангкоке, Лондоне, Людвигсбурге, Майями.
Дирижёр-постановщик мировой премьеры российского оперного спектакля «Слепая ласточка» Александра Щетинского (либретто А. Парина) в Локкуме (Германия) в рамках музыкального фестиваля 2002 года.
В октябре 2003 года выступил в качестве дирижёра-постановщика балета «Поцелуй феи» Игоря Стравинского в Новосибирском Академическом театре оперы и балета (НГАТОиБ) (балетмейстер Алла Сигалова).
В марте 2004 года в качестве дирижёра-постановщика поставил в НГАТОиБ оперу Джузеппе Верди «Аида» (режиссёр Дмитрий Черняков). Спектакль был удостоен премии «Золотая маска».
С мая 2004 года — музыкальный руководитель и главный дирижёр НГАТОиБ. В том же году на базе театра создал камерный оркестр «Musica Aeterna Ensemble» и хор «The New Siberian Singers», которые специализируются в области исторического исполнительства.
В 2005 и 2006 годах осуществил концертные исполнения опер «Дидона и Эней» Г.Пёрселла, «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка (в редакции Г.Берлиоза), «Так поступают все», «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» Моцарта, в 2007-м — «Золушку» Дж. Россини.
В начале сезона 2006—2007 годах вновь выступил в качестве дирижёра-постановщика спектаклей НГАТОиБ — «Свадьба Фигаро» (режиссёр-постановщик — Татьяна Гюрбача) и «Леди Макбет Мценского уезда» (режиссёр-постановщик — Генрих Барановский).
Один из учредителей и арт-директоров фестиваля-школы современного искусства TERRITORIЯ (с 2005 года), который ежегодно проходит в октябре в городе Москве.
С осени 2006 года, в числе известных молодых деятелей культуры, является соорганизатором фестиваля современного искусства «Территория».
В рамках проекта «Приношение Святославу Рихтеру» 20 марта 2007 года Теодор Курентзис представил публике «Реквием» Верди, изменив привычную трактовку и приблизив состав инструментов к тому, который звучал на премьере в 1874 году.
В апреле 2007 года спектакль НГАТОиБ «Золушка» стал лауреатом Национальной театральной премии «Золотая маска». Теодор Курентзис, дирижёр и музыкальный руководитель балета, награждён специальным призом жюри «За яркое воплощение партитуры С. С. Прокофьева».
Помимо интереса к музыке композиторов эпохи барокко и классицизма, удачных опытов в области аутентичного исполнительства, Теодор Курентзис в своём творчестве уделяет большое внимание музыке наших дней. За последние несколько лет дирижёр осуществил более 20 мировых премьер произведений российских и зарубежных авторов.
В сезоне 2007—2008 Московская филармония представила персональный абонемент «Дирижирует Теодор Курентзис», концерты которого прошли с оглушительным успехом.
В июне 2008 г. дебютировал в Парижской национальной опере в качестве дирижёра-постановщика оперы Дж. Верди «Дон Карлос». В декабре 2008 г. выступил музыкальным руководителем постановки оперы Дж. Верди «Макбет» — совместного проекта Новосибирского театра оперы и балета и Парижской национальной оперы. В апреле 2009 г. премьера с огромным успехом прошла в Париже.
С сезона 2009—2010 гг. Теодор Курентзис — постоянный приглашенный дирижёр Государственного академического Большого Театра России. В ноябре 2009 г. на Новой сцене Большого под руководством Теодора Курентзиса состоялись премьерные спектакли оперы А. Берга «Воццек» (постановка Дм. Чернякова).
В январе 2011 г. назначен на пост художественного руководителя Пермского театра оперы и балета имени Чайковского[4]. Вместе с ним в Пермь переехала часть музыкантов оркестра «Musica Aeterna Ensemble».
В начале 2012 г. участвовал как дирижёр-постановщик в постановке опер «Иоланта» и «Персефона» (режиссёр Питер Селларс) в мадридском театре Реал, в мае 2012 — в премьерном российском исполнении оперы Паскаля Дюсапена Медеяматериал в рамках 6-го Дягилевского фестиваля в Перми.
Предлагает создать в Перми консерваторию с современной системой образования[5].
В 2015 впервые гастролировал на Люцернском фестивале, в 2017 — стипендиат (artist-in-residence) этого фестиваля[6].
В том же 2018 году занял пост главного дирижёра недавно созданного Симфонического оркестра Юго-Западного радио Германии.
21 июня 2019 года Пермская опера объявила, что в начале следующего театрального сезона дирижер Теодор Курентзис покинет пост художественного руководителя театра[7].